В последние годы рыночное
реформирование российской экономики позволило достичь ряда серьезных успехов.
Кардинально снижен уровень инфляции, существенно меньшими стали инфляционные
ожидания населения, стабилизировался курс национальной валюты, достигнуты
первые успехи в деле перепрофилирования неэффективных производств, заработала
процедура банкротства.
В 1994—1996 гг. на российском рынке
ценных бумаг произошел ряд позитивных изменений;
•
сложились благоприятные политические условия для развития рынка;
• рынок
государственных ценных бумаг
позитивно повлиял на формирование инвестиционных портфелей крупных
инвестиционных фондов;
• вырос потенциал
рынка корпоративных ценных бумаг и увеличилась его капитализация;
• рынок стал более ликвидным и информационно
прозрачным;
• развивалась
инфраструктура рынка и был преодолен ряд специфических рисков («риск
регистратора» и др.);
• укрепилась
законодательная база рынка за счет принятия федеральных законов и ряда
нормативных документов в этой сфере;
• были наработаны новые механизмы защиты прав акционеров.
Важнейшим качественным отличием
современного этапа развития РЦБ является также растущее международное признание
российского РЦБ, доступ российских эмитентов различного типа к мировым финансовым
рынкам. Среди наиболее важных событий в этой области следует отметить
вступление России в Международную организацию комиссий по ценным бумагам
(IOSCO), получение
одновременно кредитного рейтинга Мооdу's, Standard&Рооr's и IBCA, успешные
выпуски «еврооблигаций», публикация индекса IFC Global
Russia, выпуски АDR/GDR рядом
компаний, включение одной из российских компаний в листинг Нью-Йоркской
фондовой биржи, признание американской SЕС некоторых российских банков «надежным иностранным
депозитарием» и др.
При этом у российского рынка ценных бумаг существует
значительный потенциал дальнейшего развития. В основе этого потенциала лежат
такие факторы, как большое число созданных в процессе приватизации открытых
акционерных обществ, значительное число перспективных предприятий, акции
которых пока явно недооценены, интерес многих.
Предприятий к дополнительным
эмиссиям, желание многих региональных и муниципальных органов власти
осуществить выпуски своих займов (облигаций) и ряд других. Значительные
перспективы роста российского рынка связаны с разумной политикой финансирования
дефицита федерального бюджета посредством выпуска различных типов
государственных ценных бумаг.
Ключевой задачей, которую должен выполнять рынок ценных бумаг в России,
является прежде всего обеспечение гибкого межотраслевого перераспределения
инвестиционных ресурсов, максимально возможного притока национальных и
зарубежных инвестиций на российские предприятия, формирование необходимых
условий для стимулирования накопления и трансформации сбережений в инвестиции.
С учетом специфики формирования
российского рынка ценных бумаг в рамках переходной экономики складывающаяся
модель должна содействовать также достижению следующих целей:
• макроэкономическая;
•
содействие в формировании условий для экономического роста;
• эффективное
финансирование дефицита федерального бюджета посредством выпуска различных
типов государственных ценных бумаг;
• надежная защита прав инвесторов;
• развитие
процессов интеграции регионов России
на основе формирования единого цивилизованного фондового рынка;
• стимулирование
вложения капиталов российских инвесторов преимущественно в российскую экономику;
•
превращение России в один из
самостоятельных мировых центров фондовой торговли.
В то же время текущее развитие российской экономики протекает на фоне
инвестиционного кризиса. Он выражается как в острой нехватке инвестционных
ресурсов на рынке, так и в нежелании
инвесторов (как внутренних, так и внешних) вкладывать средства в промышленность
(реальный сектор). Надежда на то,
что после президентских выборов в Россию хлынет мощный поток зарубежных инвестиций, пока не оправдалась. Причин
здесь несколько, но главная — высокий
уровень инвестиционных рисков: политических, валютных. рыночных,
законодательных и др. В этой ситуации
особое значение приобретает мобилизация внутренних источников инвестиций, и в
особенности денежных средств населения.
Институциональные реформы, которые в
значительной мере уже осуществлены, не могут считаться завершенными без
создания конкурентоспособного финансового сектора, способного мобилизовать и
предоставить реформируемой экономике
инвестиционные ресурсы для ее развития. Стимулирование производства и
инвестиций, структурная
Принимая во внимание масштаб задач, которые предстоит решить
в ближайшее десятилетие, очевидно, что Россия не может полагаться только на
бюджетную систему и банковский сектор для обеспечения финансирования
реконструкции экономики. Очевидно, что роль рынка ценных бумаг в этой связи
приобретает исключительно важный характер. Соответственно трудно переоценить
необходимость эффективного регулирования рынка ценных бумаг:
•
регулирование дает «правила игры» для цивилизованной конкуренции между
участниками рынка, которая в конечном результате приводит к расширению и
улучшению качества предлагаемых инвесторам услуг;
• регулирование
создает условия, позволяющие населению с уверенностью вкладывать средства, а
участникам рынка — безбоязненно расширять
свой бизнес;
• регулирование
обеспечивает высокие стандарты поведения участников, минимизируя риск
мошенничества и злоупотреблений.
В силу вышеуказанных экономических и
социальных причин и в силу важности этой отрасли для развития и стабилизации
экономики рынок ценных бумаг на
сегодняшний день рассматривается как
область интенсивного регулирования, то есть расширяется сфера присутствия и
степень прямого вмешательства государственных органов в этот сектор экономики.
Этот принцип справедлив и по отношению к политике в области
квалификационных требований, целью которой является контроль профессиональной
компетенции лиц, работающих на рынке ценных бумаг, их приверженности законодательству, нормам деловой и
профессиональной этики. Аттестация руководителей и специалистов
профессиональных участников рынка ценных бумаг является практической
реализацией указанной политики.