Любое
законодательство обАО, в том числе
и российское, имеет своим предметом два крупных блока вопросов:
•
внутренняя жизнь АО (создание, преобразование и ликвидация АО, права акционеров
и компетенция органов управления);
•
взаимоотношения акционерных обществ с внешней средой, служащей потенциальным
источником капитала (выпускАОакций и облигаций, условия
приобретения крупных пакетов акцийАО).
Вопросы внутреннего управления в АО и
его взаимоотношений с внешней средой очень тесно переплетены. Эффективное
управление способствует более продуктивной деятельности компании и формированию
адекватной рыночной оценки акций, следовательно, понимание принципов управления
АО очень важно как для потенциального инвестора и профессионального участника
рынка ценных бумаг, так и для рядового акционера и представителя органов управления
АО.
Обычно
под корпоративным управлением и
контролем понимается вся сферадеятельности
корпорации (компании,АО), связанная
с отношениями собственности и взаимодействием между различными ее субъектами, а
также с отношениями между этими субъектами и другими заинтересованными группами
(наемные руководители иработники, кредиторы, государственные органы).
Именно такая деятельность требует четкого правового регулирования.
Что касается процедур управленияи контроля в АО с точки зрения организации фирмы, т. е. структур
функционального и линейного управления,схем
административной подчиненности, должностного определенияполномочий и прочих структурных факторов организации,то эти проблемы решаются каждой
компанией самостоятельно с учетом ее собственных целей и стратегии и не требуют
законодательного регулирования,
Независимо от различных определений и
теоретических подходов ключевая задача
корпоративного управления является общепризнанной: защита определенного
круга участников корпоративных отношений от потенциального произвола
(неэффективной деятельности) наемных менеджеров.состоит втипах и
степени вовлечения в
сферу
корпоративных отношении различных категорий таких
потенциальных участников.
В самом узком понимании корпоративное управление состоит в обеспечении деятельности менеджеров поуправлению предприятием в интересах
владельцев-акционеров. Многие исследователи рассматривают корпоративное
управление как пути и способы, с помощью которых всем финансовым внешним
инвесторам гарантируется доход на свои инвестиции. К финансовым внешним
инвесторам относятся не только держатели акций, но и кредиторы корпорации.
Наконец,в наиболее широкойтрактовке корпоративное управление — это учет изащита интересов как финансовых, таки нефинансовых инвесторов,вносящих
свой вклад в деятельностькорпорации(концепция «соучастников»). К
нефинансовым инвесторам могут относиться служащие (специфические навыки для
корпорации), поставщики (специфическое оборудование для корпорации), местные
власти (инфраструктура и налоги в интересах корпорации) и др.
Очевидно, что степень охвата
потенциальных «объектов защиты» посредством корпоративного управления во многом
определяется экономическими, правовыми, историческими и этическими традициями в
конкретном обществе. Среди важных факторов, которые оказывают влияние на
формирование конкретной (национальной) модели корпоративного управления
(контроля), следует выделить:
• конкретная структура
владения акциями в корпорации;
• специфика
финансовой системы в целомкак
механизма трансформации сбережений в инвестиции (типы и распределение
финансовых контрактов, состояние финансовых рынков, типы финансовых институтов,
роль банковских институтов);
• соотношение источников финансирования корпорации;
•
макроэкономическая ситуация и экономическая политика в стране;
• политическая
система (существует ряд исследований, проводящих прямые параллели между
устройством политической системы «избиратели—парламент—правительство» и моделью корпоративного
управления «акционеры—совет директоров— менеджеры»);
• история развития
и современные особенности правовой системы и культуры;